Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются именно в школе.
Учебные занятия лишены той напряженности, которая характерна для наших учебных заведений. В классах на уроках учебный процесс чаще всего организован таким образом, что дети не являются пассивными слушателями объяснений учителя, а активными участниками процесса.
Опишу некоторые особенности. Статей на эту тему превеликое множество, поэтому остановлюсь только на тех, что я особенно «любила» в наших школах и безмерно счастлива их отсутствию.
В Америке к доске учеников не вызывают! Ну не может же каждый иметь навыки и желание публичных выступлений. Зато каждый сидит за своей собственной маленькой партой, которые чаще всего расположены в круг. Нет всеми любимой галерки и первой парты учительских любимчиков. Нет отличников и двоечников, потому что оценок и дневников в принципе тоже нет. По каждой пройденной теме деткам проводят письменное тестирование, которое помогает определить уровень того, как они освоили тему. Успех определяется количеством набранных баллов из числа возможных. Особой похвалой для ребенка является smile оставленный учительницей на полях, в случае небывалого успеха =)
Постоянная связь родитель-учитель, директор-родитель проводится исключительно посредством всемирной сети. Ежедневно на почтовый адрес приходит несколько писем о важных событиях в школе, о предстоящем оценивании или просто с пожеланиями хорошего настроения на предстоящую неделю.
Об успехах чада родители могут судить из двух источников. Первый, это, как я уже писала, встреча учитель-родитель. Она проводилась дважды — в начале года и в конце. Ребенка ни в коем случае не критикуют, а в индивидуальном порядке с глазу на глаз радуются его успехам. Надо было видеть наши сияющие лица, когда мы слышали восторженные хвалебные речи классного руководителя о небывалом прогрессе Ирины — она наконец-то перестала мяукать на уроках, а заговорила человеческим английским языком. И я даже затрудняюсь сказать, кто был этому больше рад. Главное не оценка ребенка, а наличие положительной динамики — пояснила классный руководитель. Хотя с успеваемостью у нас оказалось тоже все в порядке. Если возникает желание общаться с учителем чаще — сделать это можно по электронной почте. Регулярные наведывания в школу не приняты.
Второй способ — это таблица успеваемости ребенка на его официальной школьной страничке в интернет. Рейтинг выставляется четыре раза в год по итогам тех же текущих тестов. Нет привычных числовых оценок, а есть несколько уровней знаний — EG (Exceeding grade level) — уровень знаний превышает (установленные) стандарты; MG (Meeting grade level) — уровень знаний соответствует стандартам; AG (Approaching grade level) — уровень знаний приближается к стандартам; BG (Below grade level) — уровень знаний ниже стандартов. Но опять таки, решающим фактором является наличие прогресса, что тоже отмечается отдельной графой. Именно это и поощряется — перейти на новый уровень, не по сравнению с другими детьми, а с самим собой!
Минимальное домашнее задание по математике не проверялось, его в принципе можно было и не делать, но боюсь это потом всплыло бы на контрольной работе. Здесь ответственность лежит на самоорганизации и подходе родителей. Домашнее задание по письму состояло в написании в электронном виде (!) сочинения на заданную тему. Например, необходимо было развить фантастический сюжет встречи с говорящим динозавром или представить себя в будущем. Для выполнения такого задания давалась неделя. Учитывалось не наличие грамматических ошибок, а способность составить повествование — его начало, середину, развязку, и отправить все это дело в интернет (вот вам и смежные знания по информатике, и экономия бумаги). Лучшие сочинения зачитывались всему классу. Ну и ежедневное обязательное чтение художественной литературы никто не отменял!
Чему я особенно радовалась, это отсутствию таких понятий как прилежание и ведение тетради. Что происходит в тетради — личное дело ученика и его родителей, главное чтоб тему усвоил. Ведь это же прекрасно, когда способность отсчитывать клеточки в начале каждого рядочка или сократить условие задачи до абсурда не влияет на оценку успеваемости. Ведь, например, главной проблемой в украинской школе для моего ребенка была неопрятность и помарки, которые регулярно снижали ей оценку минимум на 2 балла. А в штатах возможность писать карандашом, а значит иметь навык самому найти и исправить ошибку, не бояться ее допустить — вот must have наших школ!
Ведь школа не должна быть «школой жизни», как учили нас, а должна быть самым счастливым временем в жизни каждого ребенка. Она не должна учить сдавать экзамены и готовиться к тестам, а должна прививать навыки использовать полученные знания в будущем.
Ну и раз сегодня последний день занятий — то напоследок с прискорбием сообщаю, что линейки тоже не будет! А как же, спросите вы, сонные дети, давка родителей с видеокамерами, банты, астры, часовые показательные речи, толстые дядьки из исполкома, ношение дочки директора на руках с колокольчиком, грамоты отличникам, детская самодеятельность, программа пятилетней давности и бессмертные песни двадцатилетней старости…. Вместо них у детей будет то, что им действительно важно — pizza party, мороженое и долгожданные каникулы
Блин, насколько круче система чем у нас. Как бы нашу систему пихнуть в нужном направлении модернизации?