Что такое децентрализация? И как она влияет на систему среднего образования?
Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни (Сенека).
В последние годы слово «децентрализация» часто звучит в СМИ. Многим навязывают это понятие как некое спасение от неэффективного режима, который затрудняет превращение Украины в «настоящую европейскую страну».
Децентрализация – это рассеивание полномочий и обязанностей по принятию решений из центра в другие местные организации.
За 2016 год прирост собственных средств в местные бюджеты городов и сел Николаевщины вырос на 46% и составил 4,33 млрд грн. в сравнении с 2015 годом – 2,94 млрд грн.
Список трат, который финансируются из местного бюджета, значительно расширился. За такие траты, как отопление или техобеспечение школ, приобретение необходимых растратных материалов для больниц и многое другое ответственность несет местная власть.
В отдельных территориальных общинах получили в 7 раз больше средств. И по состоянию на 2016 год государство выполнило свое обязательство по субвенциям на 99,6% от утвержденного объема (за данными Государственной казначейской службы Украины).
Такие кардинальные нововведения, естественно, повлекут за собой множество изменений во разных сферах. Ведь финансированием теперь будут заниматься на местах.
Одна из самых важных сфер – это система образования, которая значительно преображается при принятии новых законов.
Как децентрализацию образования используют в других странах?
Насмотревшись голливудских фильмов, мы считаем, что американские школьники бестолочи и раздолбаи. Однако то, что нам навязывают в киноиндустрии – чистой воды провокация. Стоит учесть тот факт, что в 3 тысячи университетов США ежегодно поступают 12 миллионов учащихся.
В США децентрализация среднего образования максимальна, ведь выбирать программу должны даже не штаты (их 50), а школьные общины, которых аж 16 000. Такие общины состоят из учителей округа.
А теперь о финансировании. Федеральное правительство финансирует только 10% начального и среднего образования. Все остальное оплачивается из местного бюджета и за счет штатов. Из-за этого возникает «школьный фактор»: американцы при переезде выбирают тот штат, в котором больше средств на образование выделяется из местного бюджета.
И те школы, которые уже на высоком уровне, растут дальше. А для детей создаются очень удобные условия.
Но Америка для нас словно недостижимая «американская мечта». А вот соседка Польша намного ближе и территориально, и по духу.
Основным источником финансирования в Польше является часть государственной субсидии из госбюджета. Сумма субсидии для органов местного самоуправления ежегодно определяется в законе о государственном бюджете, далее министр образования распределяет эти средства.
А органы местного управления устанавливают правила оплаты труда учителям, несут ответственность за инвестиции в образование и распределяют получение и освоение школами частных средств.
Например, в 2013 году государство профинансировало 70% трат на школьное образование.
В рейтинге стран по индексу уровня образования за 2014 год США занимает 8 место, а вот Польша падает на 25-е. И не факт, что причиной тому не может быть более обширная децентрализация Соединенных Штатов.
Как реформа проходит в Украине?
Ликвидируется «вертикаль власти» — финансирование сферы через государственные органы. Областные департаменты образования становятся подразделениями областных исполкомов. Таким образом исполнительные органы будут напрямую действовать в интересах местных жителей согласно законам.
Министерство образования будет контролировать местные органы через разработку законодательства, принятие новых законов и норм, а также специальных программ, к которым относится реформирование учебной программы и ВНО.
20 января 2016 года Кабмин утвердил изменения в порядке создания новых образовательных округов и определил условия функционирования новых учебных заведений в рамках децентрализации.
Это позволит создать на местах опорные школы. Организация и оборудование таких школ будут осуществлять из местного и государственного бюджета, а также привлекать грантовые средства.
В опорных школах будут предусмотрены школьные автобусы для учеников и учителей. Этот пункт возложат на местные общины. Но ездить автобусом в школу будут ученики средних и старших классов, а начальная школа будет размещаться по принципу «ближе к детям».
Но не нужно считать, что в нашей стране абсолютно ничего не делается. Мы мелкими шагами движемся в децентрализации образования. Именно таким шагом является Новая Образовательная Платформа – НОП. Пилотный запуск проекта состоялся уже в этом году в сельской школе с. Путровка Киевской области. И до конца 2017-го присоединиться к НОП планируют еще 50 школ Киевской области.
НОП предусматривает более прогрессивную методику обучения – проектная работа, кейс-уроки, билингвальное обучение на украинском и английском, особое отношение учителя к детям.
В Путровской школе уже повысилась посещаемость на 27% по сравнению с прошлогодним периодом.
В 2016 году по Украине в опорные школы вложили 200 млн грн., а в 2017 году предусмотрено уже 800 млн грн.
Как реформа затронула Николаевщину?
В Николаевской области с 21 марта по 15 апреля 2016 года прошел конкурс на лучшее опорное учебное заведение. К сожалению, приняли участие только две школы: Первомайская СОШ и Новобугская СОШ, последняя вышла победителем. Она получила финансовую поддержку в размере 5,4 млн грн. Отметим, что другие школы не смогли принять участие в конкурсе из-за блокировки депутатами райсоветов соответствующих решений.
Именно по этой причине в области действуют только два опорных учебных заведения:
- в Витовском районе – Первомайская СОШ I-III степеней Витовского районного совета и три филиала: общеобразовательная школа I степени – дошкольное учебное заведение – Засельская, Новоселовская, Комсомольская;
- в Новобугском районе – Новобугская СОШ I-III степеней №1 Новобугского районного совета и четыре филиала – Первомайская, Станционная, Розановская, Центр профильного обучения.
Но есть и позитивные изменения. 5 октября Доманевский райсовет принял решение определила новое опорное заведение – Доманевскую СОШ I-III степеней №1 – Центр детского творчества.
На укрепление материально-технической базы опорных заведений согласно с распоряжением главы ОГА от 25.11.2016 №434-р «Про внесение изменений в объем межбюджетных трансфертов из государственного бюджета местным бюджетам области в 2016 году» отмеченным опорным заведениям выделено по 3,1 млн грн.
Возможно, в этом году на Николаевщине начнут свою работу 17 опорных школ.
Непосредственные участники процесса же остались очень довольны. Например, учитель Новобугской СОШ №1 Зоя Гаркуша рассказала: «Школа обновилась материально. Учителя стали активно использовать ИКТ, ученикам стало интереснее на уроках, где используются передовые методичные технологии. Наконец-то подвоз учеников осуществляется на новом автобусе. Очень много учеников переходят в современную, теплую, комфортную школу».
Добавить комментарий